Образование как инструмент поддержания межэтнического согласия

719
DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-12-104-110

А. Бардин, ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, РФ, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 23 (andreybardin@gmail.com

Аннотация. На примере бывших метрополии и колонии показаны ресурсы и ограничения политики в сфере образования как элемента политического курса, направленного на снижение межэтнической напряженности. В Малайзии консолидации общества способствовали расширение доступа к образованию для всех этнических групп, повышение качества преподавания как английского языка, так и языка национального, наряду с модернизацией последнего, продвижение концепции общегражданской идентичности. В Великобритании ключевым инструментом предотвращения этнополитической конфликтности остается политика идентичности, базирующаяся на ценностях многообразия; при этом специфика британской модели состоит в трактовке образовательного дискурса на уровне как государственных субъектов, так и индивидов в духе “неолиберальной рациональности”, что снижает эффективность этой модели как инструмента укрепления гражданского согласия. 

Ключевые слова: этничность, национальная идентичность, гражданская идентичность, мультикультурализм, мультикультурное общество, межэтническое согласие, регулирование этнополитических конфликтов, политика в сфере образования, сравнительные исследования, Великобритания, Малайзия 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. Семененко И.С. Политика идентичности и идентичность в политике: этнонациональные ракурсы, европейский контекст. Полис. Политические исследования, 2016, № 4, cс. 8-28. [Semenenko I.S. Politika identichnosti i identichnost' v politike: etnonatsional'nye rakursy, evropeiskii kontekst [Identity Politics and Identities in Politics: Interethnic Perspectives in a European Context]. Polis. Political Studies, 2016, no. 4, pp. 8-28.] DOI: http://dx.doi.org/10.17976/jpps/2016.04.03.
2. Fishman J.A. Sociolinguistics & Language Problems of Developing Countries. Language Problems of Developing Nations. Ed. by Fishman J.A. New York, Wiley, 1968, pp. 3-16.
3. Ager D.E. Motivation in Language Planning and Policy. Multilingual Matters, 2001. 210 p. 
4. Kelman H.C. Language as an Aid and Barrier to Involvement in the National System. Can Language Be Planned? Sociolinguistic Theory and Practice for Developing Nations. Rubin J., Jernudd B.H., eds. Honolulu, University Press of Hawaii, 1971, pp. 21-51.
5. Садовая Е., Бардин А., Довбыш Е. Индексы социального самочувствия как инструмент исследования и прогнозирования этнополитических конфликтов. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 9, cс. 57-66. [Sadovaya E., Bardin A., Dovbysh E. Indeksy sotsial'nogo samochuvstviya kak instrument issledovaniya i prognozirovaniya etnopoliticheskikh konfliktov [Indices of Social Well-being as Tool for Analysis and Forecast of Ethnopolitical Conflicts]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2016, vol. 60, no. 9, pp. 57-66.] DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-9-57-66
6. 2011 Census Analysis: Ethnicity and Religion of the non-UK Born Population in England and Wales: 2011. Available at: http://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/culturalidentity/ethnicity/articles/2011censusanalysisethnicityandreligionofthenonukbornpopulationinenglandandwales/2015-06-18 (accessed 01.08.2016).
7. Rethinking Education for Social Cohesion. International Case Studies. Shuyab M., ed. Palgrave Macmillan UK, 2012. 254 p.
8. Pykett J. Citizenship Education and Narratives of Pedagogy. Citizenship Studies, 2010, vol. 14, no. 6, pp. 621-635.
9. Population Distribution and Basic Demographic Characteristic Report 2010 (Updated: 05/08/2011). Department of Statistics Malaysia. Official Portal. Available at: https://www.statistics.gov.my/index.php?r=column/cthemeByCat&cat=117&bul_id=MDMxdHZjWTk1SjFzTzNkRXYzcVZjdz09&menu_id=L0pheU43NWJwRWVSZklWdzQ4TlhUUT09 (accessed 01.08.2016).
10. Asmah H.O. Malaysia & Brunei. Language & National Identity in Asia. Simpson A., ed. Oxford, Oxford University Press, 2007, pp. 337-359. 
11. Loh Ph. Seeds of Separatism: Educational Policy in Malaya 1874–1940. Oxford University Press, 1975. 165 p.
12. Esman M.J. Administration and Development in Malaysia. Ithaca, Cornell University Press, 1972. 341 p.
13. Report of The Education Review Committee, 1960. Available at: https://satusekolahuntuksemua.files.wordpress.com/2009/07/020_report-of-the-education-review-committee-1960.pdf (accessed 01.08.2016). 
14. Boo Teik K. Beyond Mahathir: Malaysian Politics and its Discontents. London, New York, Zed Books, 2004. 224 p. 
15. Золотухин И.Н. Малайзия в зеркале этноконфессиональной ситуации: история и современность. Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2010, № 1, cc. 7-17. [Zolotukhin I.N. Malaiziya v zerkale etnokonfessional'noi situatsii: istoriya i sovremennost' [Malaysia in the Mirror of Ethnoconfessional Situation: History and Contemporaneity]. Oikumena. Regional Researches, 2010, vol. 1, pp. 7-17.]
16. Hefner R.W. Introduction: Multiculturalism and Citizenship in Malaysia, Singapore, and Indonesia. The Politics of Multiculturalism: Pluralism and Citizenship in Malaysia, Singapore, and Indonesia. Honolulu, University of Hawaii Press, 2001, pp. 1-58.
17.  Preliminary Report. Malaysia Education Blueprint 2013–2025. 2013. Available at: http://www.moe.gov.my/userfiles/file/PPP/Preliminary-Blueprint-Eng.pdf (accessed 01.08.2016).
18. The State of Malaysia: Ethnicity, Equity, and Reform. Gomez E.T., ed. New York, RoutledgeCurzon, 2004. 272 p.

19. The State, Development and Identity in Multi-Ethnic Societies: Ethnicity, Equity and the Nation. Tarling N., Gomez E.T., eds. London, New York, Routledge, 2008. 256 p. 


Размещено в РИНЦ

Ссылка для цитирования:

Бардин А. Образование как инструмент поддержания межэтнического согласия. Мировая экономика и международные отношения, 2016, т. 60, № 12, сс. 104-110. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2016-60-12-104-110



Комментарии (0)

Нет комментариев

Добавить комментарий







Индексируется

 

 

 

 

Уважаемые авторы, обращаем ваше внимание, что в Перечне ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук для журнала “МЭ и МО” зафиксированы следующие специальности:
экономические науки:
5.2.5. Мировая экономика
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
политические науки:
5.5.4. Международные отношения
5.5.1. История и теория политики
5.5.2. Политические институты, процессы, технологии
Текущий номер
т. 68, № 3, 2024
Актуальные темы номера:
  • Бреттон-Вудс 2.0: на пути к новой мировой финансовой архитектуре
  • Трансформация партийно-политической системы ЕС накануне евровыборов-2024
  • Южная Азия в региональной и мировой политике
Отправить статью
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ
Редакция журнала приглашает авторов к написанию аналитических статей по следующим темам:
  • изменения в процессах глобализации в современных условиях
  • формирование нового мирового порядка
  • цивилизационные сдвиги на этапе перехода к “цифровому обществу”

Также редакция заинтересована в публикации обобщающих статей / научных обзоров, раскрывающих основные тенденции в развитии отдельных регионов мира – Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.